JAPANESEPRINTS (japaneseprints) wrote,
JAPANESEPRINTS
japaneseprints

Category:

"Одним цветом" (3) - гравюры аидзури-э Утагава Хиросигэ

Начало серии - 1, 2


Мода на "одноцветные" гравюры аидзури-э не прошла мимо творчества ещё одного великого Мастера японской гравюры - Утагава Хиросигэ.
И сегодня в заметке будут преимущественно его пейзажи.



Вид на Фудзи у острова Эносима



В отличие от аналогичных гравюр Хокусая, история появления аидзури-э Утагава Хиросигэ покрыта туманом.
Так, неизвестно, когда и какому именно издателю впервые пришла мысль привлечь художника к созданию гравюр этого "модного" формата.

Некоторые из них сложились в целую серию с различными видами провинции Сагами.
И практически на каждой из гравюр - лодки и корабли всевозможных конструкций:



Берег Шичири в Камакура


Многие читатели наверняка обратили на необычную форму этих гравюр.
Это так называемые утива-э - гравюры, предназначенные для украшения бамбуковых вееров утива, на которые они наклеивались.
Из-за их прикладного характера гравюр утива-э сохранилось довольно мало. Недаром исследователь Эми Ньюленд назвала их "одной из самых неуловимых для изучения и сбора из всех категорий гравюр укиё-э".



Вид порта Урага




И снова остров Эносима





Другая излюбленная тема в аидзури-э Хиросигэ - различные реки, мосты и водопады:



Горячие источники Тоносава в Хаконэ




Большой водопад в Ояма



Водопад Кэгон в Никко




В горах провинции Идзу




Переправа через реку Абэ




А это уже работа ученика героя нашей заметки - Утагава Хиросигэ II. Довольно сложно отличить её от гравюр "старшего" Хиросигэ, не правда ли?


У горячих источников Тоносава



У Хиросигэ II есть целая серия работ, посвящённых видам Восточной столицы (Эдо). Гравюры этой серии издавались как в полном цвете, так и в виде "полу-аидзури" (с преобладающим синим фоном и красным цветом в отдельных деталях).



Храм Кинрюдзан в Асакуса



Работы этой серии можно счесть довольно простыми и безыскусными. Но есть в этой простоте какая-то особая прелесть...



Несравненная Ёсивара




Цветение сакуры в парке Уэно




Храм Дзодзёдзи




Храм Камэйдо Тэндзин



Неспешный ход реки на фоне величественной Фудзи:


Мост Нихонбаси - "нулевой километр" тогдашней и сегодняшней Японии



Дальше у нас снова работы "старшего" Утагава Хиросигэ.
И тоже лодки, лодки, лодки...


Лунная ночь у моста Рёгоку, что в Эдо




Корабли в Таканава



Следом - очень любопытная гравюра, изображающая верёвочную переправу:






А заканчивают сегодняшнюю заметку две чудесные "веерные" гравюры - очень лиричные и немного меланхоличные:











Впрочем, были в творчестве Утагава Хиросигэ аидзури-э и совершенно другого жанра. О них - в следующий раз.



Продолжение следует

Tags: Аидзури, Хиросигэ, фукэй-га
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments